Одна из составляющих закята оговорена в Коране, причем подробно и прямым текстом, а не косвенным повествованием, и это — контингент людей, социальные группы, которым выплачивается закят, на чьи нужды он расходуется. Упоминая это в Своем заключительном Писании, Господь миров указывает на важность данного аспекта и, зная тонкости природы человека, не предоставляет верующим право самостоятельно решать и определять категории людей и цели, на которые расходуются средства, собранные в качестве закята.
Посмотрите, как Творец показывает необходимость сохранения пропорций мирского и вечного, говоря в кораническом аяте, что некоторые следуют заветам Пророка до тех пор, пока это лично им выгодно, стремятся всеми способами присвоить себе чужое: «И среди них [слабых и лицемерных] есть те, кто выискивает недостатки и злословит в твой адрес [Пророк] касательно материальных отчислений [закятных средств]. Если им было бы дано из них [закятных средств; была бы дана материальная помощь], то они [лицемеры] остались бы довольны. Когда же им не дается, они начинают проявлять негодование и питать злобу. Если бы они довольствовались тем, что дал им Господь и Его посланник, и сказали [бы от всего сердца]: «(1) Достаточно нам Всевышнего [как помощника, заступника и одаряющего благами, которых мы не заслуживаем]. (2) Аллах (Бог, Господь) даст нам по Своей милости, а также Его посланник [когда придет должное время]. (3) Мы — с любовью устремленные к Нему [уверовали не для того, чтобы подобно торговле приумножать свои материальные блага («я верую — поэтому, Господь, Ты мне дай это!»), однако — уверовали ради того, чтобы верить, и благодарим Бога за пробуждение в нас Его волею этих светлых и переходящих в вечность чувств]» (Св. Коран, 9:58, 59).
Юсуф аль-Кардави, к примеру, в этой связи замечает: «Многие экономисты и социологи всегда подчеркивали, что важным является не сбор и взимание налогов, а то, на что и как тратятся собранные налоги. Ведь именно в этом вопросе происходит нарушение весов справедливости, проявляется эгоистичность и слабость человеческой натуры, собранные средства присваивают себе те, кто не имеет никаких прав на них. Это было и есть в самых разных обществах, и наиболее вероятно, что именно поэтому уже в самом Священном Писании данному вопросу уделено столь пристальное внимание».
Смысловой перевод коранического аята о направлениях реализации закята гласит:
«Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:
— бедным [не имеющим нисаба, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
— нищим [неимущим и обездоленным];
— тем, кто занимается сбором и распространением закята;
— тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;
— для выкупа и освобождения рабов;
— на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
— на пути Господа (фи сабилиль-лях);
— путникам.
Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:60).
Важно также знать, что при выплате закята на перечисленные в аяте цели или при передаче его людям, организациям, занимающимся его распространением среди нуждающихся, необходимо оговаривать, что это средства, выплачиваемые (или собранные) в качестве закята.