Теперь переходим к тому, что заключили богословы на основе Сунны Пророка.
Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра, если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота.
Рассчитать Закят.
В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т. д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.
Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра).
Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:
— ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;
— богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна;
— богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается. Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно.
Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.
Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.
Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается.
Те, кто имеют собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть». «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда, а также известный богослов нашего времени Юсуф аль-Кардави.
Выплачивается закят и с урожая: «… Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Всевышний не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).
«Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оговорил: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям» (см., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 2. С. 410). Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г (см.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 404), (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята (пример: с того момента, как в бюджете человека или семьи накопилась сумма, эквивалентная 84,8 г золота, начинается отсчет года). Например, 1 июня 2019 года была отложена такая сумма (эквивалент 84,8 г золота). Это фиксируется и на год забывается. Через год (1 июня 2020 года) подсчитывается итог откладывавшихся сбережений. Предположим, сумма возросла до 10 000 евро, тогда с нее платится закят, то есть 250 евро. Еще через год накопилось 100 000 евро (да пожелает Всевышний и большего), значит, размер выплат составит 2500 евро. И так далее».
«Благодеяние тех, кто тратит свои богатства на пути Бога, подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из
них — по сто семян. Всевышний удваивает тем, кому пожелает. Господь Всеобъемлющ и Всезнающ»
Священный Коран, 2:261