- Какое значение имело принятие ислама Волжской Булгарией для страны и региона в те времена?
Эта дата историческая для всей нашей страны и является событием государственного масштаба.
Важно, чтобы о 922 годе всегда помнили. Что же эта дата означает? Это дата приезда в Булгар посольства багдадского халифа Аль Муктадира, которое возглавлял Ахмед ибн Фадлан. Он и привез, образно говоря, государственный договор между крупным мусульманским государством и Вожской Булгарией. Конечно, мусульмане уже были на территории Среднего Поволжья до 922 года, потому что тот же Ахмед ибн Фадлан уже видел людей, совершавших намаз.
Не только татары, башкиры и другие народы, которые входили в орбиту Волжской Булгарии, отмечают эту дату, но и в целом она является исторической для людей разных конфессий. Как мы говорим о крещении Руси, важнейшей дате в истории нашего государства, так и здесь это является вторым крылом одного целого, единого российского многонационального организма.
- Как стала развиваться благотворительность в Волжской Булгарии с того времени?
Принятие ислама создало всю мусульманскую инфраструктуру, говоря современным языком. Люди перешли с рунического письма на арабицу (на арабскую графику), на язык и букву Священного Корана. Стали появляться мечети. Археологи нам свидетельствуют о том, что в Волжской Булгарии (далее ВБ) была установлена традиция мусульманского погребения. Это все говорит о том, что до середины 13 века, а точнее до той даты, когда ВБ была покорена монголами, Батыйем в 1236 году, она уже была мусульманским государством. Соответственно, и традиции благотворительности, традиции взаимопомощи уже здесь закрепились. Во-первых, это связано с тем, что ВБ принимает исламское правило закята. В этом государстве все ее мусульманское население выплачивало закят. Это говорит о том, что мусульманский закон был введен в государственный закон. А вместе с тем и традиция распределения взаимопомощи. В этом смысле ВБ ничем не отличалась от других мусульманских государств своего времени.
- Т.е. каждый житель ВБ выплачивал 2,5 % при наличии нисаба?
Конечно, потому что путешественники, побывавшие в ВБ, отмечали бытование там всех исламских норм: исламских норм брака, погребения и т.д.
Единственным недостатком ВБ, который мы имеем, это отсутствие информации из ВБ. Мы все о ней знаем со стороны: от арабских путешественников, от славян, от русских людей, которые знали о ней и т.д. В основном больше от восточных авторов. Это связано с тем, что, когда ВБ была покорена в 1236 г. Батыйем, фактически вся книжная традиция была уничтожена монголами. Если в русском государстве что-то было уничтожено, но что-то сохранилось, например, сохранился Новгород, вообще не разорённый, другие города погибли, например, Владимир или Рязань. То здесь погибло все, поэтому о письменной традиции ВБ мы узнаем позже, когда она превращается в Казанское Ханство. Информацию о правителях, тем более о повседневной жизни мы не имеем. И вряд ли когда-то ее получим.
- Кто были известными благотворителями, меценатами в нашей общине. Есть ли известные имена и фамилии?
Московская Соборная мечеть существует благодаря этим людям. А именно благодаря тому, что в начале 20 века они выкупили этот участок на свое имя и передали его общине, т.е. осуществили вакуф. Они его приобрели за 35 000 рублей, тогда очень большой суммы, если вспомнить, что корова в те времена стоила 2 рубля. Они его купили не для своего пользования, а для того, чтобы легализовать его и передать мусульманской общине под строительства мечети.
В 2015 году, во время открытия обновленного комплекса мечети, была установлена мемориальная доска на фасаде мечети. На ней имена двух человек. Косимовский купец Хабибулла Акбулатов и малмышский, из Вятской губернии, мещанин Сабирзян Бакиров. Именно они приобрели вскладчину этот участок. Но на участке еще нужно строить мечеть, и ее на свои средства выстроил купец меценат Салих Юсупович Ерзин, его имя тоже отражено на этой мемориальной доске. Он в свою очередь заплатил 40 000 рублей золотом и выстроил эту мечеть. Потом, когда она уже была построена и начала действовать, он выделил дополнительно средства для ее оштукатуривания и дренажные работы. Т.е. он подошел к этому основательно, сделал все «под ключ». После смерти его семья вплоть до революции продолжала помогать мечети.
Были еще мутовали (попечители мечети), это особые люди, которые не только сами вкладывали деньги, но и контролировали денежные средства. Т.е. это должны были быть чистейшие, кристально чистые, этические люди, которым доверяли состоятельные люди и люди, которые делали пожертвования.
- Т.е. их можно назвать сборщиками закята?
Не совсем, это все-таки попечители мечети, которые управляют ее хозяйственной жизнью. Это не имамы, и именно управляющие хозяйственной жизнью. Они распределяют садака на те нужды, которые существуют: на ремонт, на содержание. Уже тогда появляется свет, электричество, и другие услуги, которые надо было оплачивать. И они всеми этими вопросами занимались. Даже есть их фамилии Вагапов, Мухамет Аминкашаев, это все дореволюционные фамилии.
Вся история Московской Соборной мечети – это история благотворительности. Это история закята, в широком смысле этого слова. Т.е. в то время собирали закят 2,5%, и соответственно было мусульманское благотворительное общество, которое занималось распределением помощи бедным, особенно оно активизировалось во время Первой мировой войны, в 1914 году. А называлось оно Мусульманское благотворительное общество. Т.е. современный Фонд «Закят» имеет богатейшую традицию.
Можно сказать, что и в 20 веке она существовала в том, что люди приносили в советское время (мечеть же у нас действовала) закят и садака. И это шло на содержание мечети. Все, кто бывали в ней, иностранцы и советские люди, отмечали ее безупречное содержание. Например, существовала Ревизионная комиссия в советское время. Это комиссия, которая занималась сбором, подсчетом и распределением пожертвований прихожан. После подсчета собранных денег составляли соответствующую ведомость, потому что они отчитывались перед государством. Поэтому, когда мы говорим, что Фонду «Закят» 11 лет, он продолжает богатейшую традицию мусульманскую благотворительности в московской татарской общине.