Утямышевы – одна из наиболее известных и древних династий татарских меценатов, просветителей и ученых. Есть версия, что род ведет начало Утямыш-Гирея, сына Сююмбике, который был потомком правителей Крыма.
Известный в советские годы академик Рустам Утямышев рассказывал, что в 1937 году, когда по стране начались массовые репрессии и расстрелы, в которых пострадали очень многие представители их рода, его мать порвала длинный свиток шеджере, на котором были написаны имена всех членов рода Утямышевых, в начале списка стояло имя последнего казанского хана Утямыша. По мнению, академика Рустама Утямышева, его мать таким образом хотела спасти будущее своих детей, поскольку советская власть с ненавистью относилась к представителям дореволюционных татарских купеческих и просветительских родов.
К слову, сам Рустам Утямышев был крупнейшим советским специалистом в области авиационной, космической и медицинской техники, автор более 300 научных работ, 200 изобретений. Он работал с такими масштабными личностями, как С. Королев, Б. Петровский, Л. Смирнов, Е. Чазов, 17 лет руководил Всесоюзным НИИ медтехники, создал более 70 видов космической техники. Рустам Утямышев награжден медалями “За безупречную службу” второй и третьей степени, им. А.С. Попова за лучшее изобретение в области радиотехники, имени Королева, имени Гагарина, орденами Трудового Красного знамени (за полет Ю. Гагарина), “Звезда Вернадского” первой степени, золотой медалью Карло Эрба.
История рода
Однако вернемся к истории этого замечательного и выдающегося рода. Если относительно факта родства с ханом Утямышев существуют разные мнения, то точно доподлинно известно, что основателем фамилии Утямышевых был некий Ишман-бабай, служилый татарин, приехавший в деревню Бурбаш (ныне Балтасинский район) из Касимова в конце XVII века, когда прекратило существование Касимовское ханство. Его сын Туктар обосновался в деревне Маскара (ныне Кукморский район), с которой тесно связана история рода Утямышевых.
В итоге эта семья дала татарскому обществу множество выдающихся представителей. Например, один из самых почитаемых – Габдулла Утямышев. Он умело вел семейное дело – принадлежавшая ему текстильная фабрика приносила хороший доход, торговля процветала. К 1796 году Габдулла уже вошел в пятерку богатейших татарских купцов. Но что особенно важно, его деятельность не ограничивалась только торговыми делами, он был и ученым-богословом. Интерес к богословию особенно возрос благодаря близкому знакомству с выдающимся просветителем Абул-Насыром Курсави, на сестре которого Габдулла был женат. Габдулла Утямышев был в родстве и с другим выдающимся татарским просветителем Шигабутдином Марджани. Он отзывался об Утямышеве как о щедром меценате:
«Один из крупных предпринимателей округи, никто с ним не может соперничать как по уровню богатства, так и по щедрости, к тому же весьма богобоязненный и горячий поклонник наук и просвещения» – так отзывается великий ученый и богослов Ш.Марджани в своей книге «Мустафадель-ахбар» о Габдулле Утямышеве.
По свидетельству Марджани, Габдулла Утямышев построил в России более 150 мечетей. Если вспомнить, что рядом с мечетью обычно ставили медресе и дом для муллы, можно представить размеры его щедрости.
Первую мечеть он построил в родной деревне. Двухэтажное кирпичное здание существует и поныне, в нем расположен сельский клуб. А самая, пожалуй, знаковая мечеть была построена Габдуллой в 1802 году в Казани. Это сохранившаяся поныне мечеть Иске-Таш (Старый камень). Когда-то здесь, в квартале от нынешней улицы Меховщиков, были захоронены воины – защитники Казани. Над этой братской могилой был установлен большой камень, камень скорби, а спустя некоторое время была построена деревянная мечеть, куда люди приходили помолиться за защитников города. Со временем камень был утерян, а Габдулла Утямышев решил возвести на месте деревянной каменную мечеть, чтобы стояла века и хранила память о защитниках Казани.
Другой представитель этой династии Мухаммадгариф Ибрагимович (1830-1893) развернул свою торговую деятельность в Казани. Он торговал сахаром и мануфактурной продукцией собственного производства, а в 1888 году совместно с компаньонами учредил «Казанскую мануфактуру Утямышев и компания» с уставным капиталом 30 тысяч рублей, а также открыл мыловаренное производство. К началу 20 века она была самым крупным промышленным предприятием Казани, к 1905 году ее уставной капитал достиг невиданных размеров в 245 тысяч рублей, более половина этой суммы принадлежала сыну учредителя Исмагилу (род. в 1863 году). Он преумножил бизнес своего отца. Ему в течении 20 лет удавалось оставаться монополистом на рынке Казани в производстве и торговле мануфактурой. Вместе с тем он вел активную общественную деятельность. Избирался гласным в городскую Думу, являлся членом ряда благотворительных обществ. Например, он в 1898 году был одним из основателей в Казани Мусульманского благотворительного общества. Данное Общество занималось оказанием материальной поддержки бедным правоверным, организацией школ, приютов, а также вопросами обучения и воспитания детей, оказания им медицинской помощи.
Такими же успешными и щедрыми были и потомки Габдуллы Утямышева. Его торговые дела наследовал его сын Муса, а затем и внук Исхак, который расширил круг коммерческих интересов семьи, открыв несколько ткацких и красильных мануфактур. На месте старого деревянного дома Утямышевых на Екатерининской улице Казани он возвел двухэтажный каменный особняк. Но в этом доме Исхак бывал наездами, постоянно он жил в родном ауле Маскара. Там в двухэтажном каменном особняке Утямышевых сейчас располагается детский дом с яблоневым садом, заложенным еще Исхаком.
Второй внук Габдуллы – Исмагил стал известным богословом, считался у мусульман великим подвижником. В аул Кышкар, в мечети которого он служил, съезжались шакирды из Казани, Оренбурга, Касимова.
Исхак тоже увлекался науками и предпочитал общество ученых людей, вот и дочерей своих он выдал замуж за братьев Галеевых (известных более под псевдонимом Баруди), реформаторов-просветителей. По инициативе их отца и при самом деятельном участии братьев в 1882 году было открыто медресе “Мухаммадия”. В его стенах впервые за всю историю Казани наравне с богословскими изучались светские науки. Галимджан Баруди составил для этого учебник арифметики, букварь татарского языка. Кроме того, он издавал журнал, был весьма почитаем современниками, не случайно же оказался среди участников II и III Всероссийских съездов мусульман. Его жена Бибимагруй (урожденная Утямышева) энергично поддерживала просветительскую деятельность мужа, более того, на личные средства (потратив часть своего приданого) построила двухэтажное деревянное здание и открыла там школу для девочек.
http://www.info-islam.ru/publ/tatary_i_islam/istorija_islama_u_tatar/tatarskie_blagotvoriteli_dinastija_utjamyshevykh/